Фирме, где я работаю, в этом году исполняется 12 лет. Моё направление – адаптивная оптика – появилась позднее, году в 1995. Однако, до сих пор продажи в этом направлении были эпизодическими.
И вот, наконец, появился покупатель – изготовитель технологического оборудования для резки, в том числе лазерной, имеющий серьёзные и далеко идущие намерения.
С целью установления более доверительных деловых, и, возможно, личных, контактов, было решено командировать меня на фирму - заказчика для первого запуска оборудования. Дело осложнялось тем, что фирма расположена довольно далеко – в Австралии, а опыт подобных поездок у меня невелик. Получено приглашение, виза. Забронировано место в гостинице недалеко от фирмы.
Австралия - географическая справка
Австралия, Австралийский Союз, государство в Южном полушарии на материке Австралия, о.Тасмания и мелких
островах. Входит в Содружество (брит.),7.7 млн. км2. Нас. 15,2 млн. ч.(1982), в осн. потомки
переселенцев с британских островов. Офиц. язык - английский. Федерация в составе 6 штатов...
Столица - Канберра. Конституционная монархия. глава государства - королева Великобритании, представленная
генерал-губернатором. Законодателный орган - двухпалатный парламент...
А. -индустр.-агр. страна с высоким уровнем развития капитализма...Структура внутреннего валового продукта:
пром-сть - 30%, с.х-во 5.8%, стр-во - 6,6%, торговля 14%, транспорт и связь - 6,9% (1980)...
Денежная единица - австралийский доллар. (Сов. энциклопедический словарь, 1988)
Как выразился классик: "все врут календари"... Подробности далее.
И опять же, как поется в одной песенке: "не летают туда самолёты, и не ходят туда поезда..." Поезда не ходят напрочь,а вот самолёты туда летают...из Лондона, Пекина, Абу-Даби, Токио. Но не из Москвы! Стоимость билета также колеблется от приблизительно одной до почти трёх тысяч зелёных. Мы взяли сначала билет с пересадкой в Эмиратах, но затем переиграли на дорогу через Токио.
Суббота. Вылет.
Единственный вопрос, который мне задали на регистрации, точнее, при паспортном контроле: "Где Вы получали паспорт?" - " В ОВИР Ленинского района." - "Выезжаете впервые?" -"Да". Я не стал вдаваться в подробности и рассказывать о поездке в Китай по предыдущему паспорту - ведь паспорт в руках у пограничницы.
В самолете сплошь были японцы: какая-то группа возвращалась домой после почти двухгодичной работы в Стамбуле. Я не стал выяснять подробности из соображений политкорректности, а сами они вдаваться в подробности не стали.
Рядом с моим местом оказалась пожилая японка, которая попросила меня поменяться местами с её дочерью, сидящей в противоположном конце салона. Я согласился, и она отвела и посадила меня на место своей дочери. Но через минуту явился какой-то японец и потребовал освободить его место. Пришлось вновь идти на место, указанное в моем посадочном талоне и объясняться с дамами. В конце концов недоразумение было урегулировано, дочь получила место рядом с матерью, я - её место, а японец исчез.
Наверное, таможенные волнения и чехарда с пересадками дали в итоге такой стресс, что у меня скакнуло давление и заболела голова. Но после взлета сразу подали прохладительные напитки, из которых я выбрал красное вино. Ещё было белое вино, соки: томатный, персиковый, яблочный, 2 сорта пива, вода, 7-up… Затем проглотил ещё томатного соку: я думал, что соками вечерняя программа и завершится. Ведь вечер, и в маршруте указан только завтрак.
Но ужин подали: на выбор мясо или рыбу. Я выбрал рыбу и не пожалел. Ещё были: салат из овощей под майонезом, кусочек красной солёной рыбы с листиком салата и ломтиком лимона (таким конкретным, наверное 1/8 целого лимона). Основное блюдо представляло собой тоже кусочек жареной красной рыбы, примерно вдвое меньшего, чем принято готовить в домашних условиях, и несколько мелких, чуть крупнее лесного ореха, отварных картофелин, а также 3 кустика отварной цветной капусты. Кусочек масла, кусочек черного хлеба, булочка и нечто типа слойки довершали меню. Напоследок предлагался чай или кофе с молоком или без.
Я проглотил всё с удовольствием. Приятная обстановка, вкусная но не обильная выпивка и пища расслабили - голова болеть перестала. Сначала я следил за информерами - телевизионными экранами, на которых в режиме реального времени сообщалось о параметрах полета: карта местности, над которой пролетаем в различном масштабе, высота, скорость, температура за бортом, время в Москве и месте назначения, ожидаемое время прилета.
Раздали наушники. В подлокотнике кресла есть гнездо для них. Там же расположены кнопки выбора одной из 12 программ звука, регулятор громкости, кнопки включения местного освещения, местной вентиляции и кнопка вызова бортпроводника. Из звуковых программ предлагалось несколько русско-язычных и несколько японских. Было представлено радио-Маяк, классическая музыка, и несколько танцевальных. Впоследствии, когда вместо информации о полете пошел художественный фильм, звуковое сопровождение также шло по одному из каналов.
Я не видел начала фильма, не знаю его названия и актеров, которые заняты в нем. В фильме идет речь о некоем американце, вышедшем на пенсию. Устоявшийся уклад жизни, надоевшая своими привычками жена... Скука. Но однажды жена скоропостижно умирает. Весь уклад жизни рушится. Он решает начать путешествовать и посетить дочь, давно живущую отдельно. Показаны его приключения в этом путешествии. С тяжелым сердцем возвращается он обратно. Кажется, он никому более не нужен… Он обретает вновь цель и интерес к жизни, получив письмо от ребенка из приюта, которому он решился оказывать помощь ещё в то время, когда была жива его жена.
Такое неамериканское американское кино. Ни одного мордобития или погони. Всё как в жизни. Достаточно трогательно.
Ночь была короткой, ведь мы летели навстречу солнцу. Уснуть не удалось совсем - сказался и стресс при посадке, и вино и кофе, которые я выпил. Токийское время отличается от московского на 6 часов. Прилет самолета в Токио (аэропорт Нарита) 11.20 местного (5.20 московского) времени.
Воскресенье. За окном - Япония.
Вот я на земле Японии.
Из самолета долго идем по каким-то коридорам, затем входим в вагон поезда наподобие метро. Управление поездом автоматическое. Через какое-то время двери поезда закрываются и поезд не скоро, со скоростью бегущего человека двигается до другой конечной остановки - метров 800-1000. Все идут получать багаж, а мне не надо. Я заказал доставку багажа в Мельбурн.
Спросить некого - коридоры пустынны, если не считать бесстрастных и безмолвных полицейских или просто охранников в конце каждого коридора. А они, небось, кроме японского, ничего не понимают…
Тем временем всей толпой дошли до какой-то стойки, где были живые люди, а перед стойкой - ни души. Я обратился к девушке за стойкой с вопросом. В ответ она попросила мой билет, довольно долго что-то изучала в компьютере, звонила куда-то по телефону. Затем возвратила мне билет и посадочный талон: "Ваш билет зарегистрирован на рейс… пройдите направо для досмотра ручной клади и ожидайте вашего рейса, который будет в … через выход №…." Я был удивлён, что все формальности были выполнены так быстро и немногословно. На досмотре все тоже были исключительно внимательны и предупредительны. Все японцы работают в белоснежных перчатках - смотрится изумительно. Но я думаю, что они руководствуются скорее гигиеническими соображениями, чем эстетическими - с людьми же работают и их личными вещами. Служитель на досмотре очень подробно объяснил, куда дальше двигаться и где ожидать.
Я получил справку на информационном стенде о моем нескором рейсе, погулял по всему терминалу ( где-то около километра в длину) и сел у окна в секторе, где через каких-то десять часов будет объявлена посадка на мой рейс.
Центральная часть одного из терминалов аэропорта Нарита. Воскресенье. Двенадцать часов по Токийскому времени. |
4 самолёта в поле зрения: один зашёл на посадку, два выруливают, один на предполётной подготовке. |
Сектор терминала вблизи каждого выхода достаточен, чтобы вместить столько людей, сколько их поместится в самолете. Сектор заполняется людьми только перед объявлением посадки и затем быстро освобождается.
За десять часов ожидания я обошел весь терминал.
В Duty Free принимают только йены. И хотя обменный пункт работает и свободен, я не нашел ничего настолько соблазнительного, чтобы стоило заниматься обменом валюты.
На меня произвели впечатление тамошние туалеты. Кажется, их столько же, сколько выходов на самолеты (около 400?). Они не имеют входных дверей - только лабиринт. Но кабинки отдельные. Везде, где нужно, предусмотрены полки для вещей, а там, где можно, применена автоматика: включение смыва, сушки рук. Всё работает - видимо, вандализм у японцев не в моде. Чистота идеальная -всё время и без того чистый пол пылесосят, непрерывно протирают окна, перила и т.п. У нас принято: убралась - гуляй. А там уборщики работают как заводные от рассвета до заката... Непривычному человеку не справиться.
Не хочешь, а посетишь... |
Мой рейс задержался на 1 час, и, несмотря на то, что японцы совершенно натурально бегали бегом вокруг нашего
самолета, подготовка к полёту заняла больше часа.
Транспорт на лётном поле представлен аккуратными электромобильчиками, маленькими на вид, но, судя по числу прицепленных тележек, довольно мощных и увесистых. Такими электромобильчиками перевозится весь аэропортовский груз - в том числе и багаж пассажиров. Чемоданы и дорожные сумки плотно уложены на прямоугольные поддоны и увязаны эластичными сетками: потерять отдельное место багажа весьма проблематично. Всю дорогу до Мельбурна я очень тревожился за сохранность моего багажа - там ехали зеркала и блок управления. Потерять в дороге багаж означало бы провалить всю поездку.
Экологический транспорт в аэропорту Нарита. |
Для меня было довольно занятно, что обслуга в австралийском самолете оказалась представлена более стюардами, чем стюардессами. На всю их бригаду была лишь одна женщина, а мужички были почти моего возраста. И ничего, всё нормально.
И опять были напитки, и опять был ужин. В отличие от аэрофлотовского рейса, выдали меню, хотя по существу
отличий было немного: тоже либо мясное блюдо, либо блюдо японской кухни.